Принципы и основоположения Христистианского Либерального Молодежного Движения
Зачем такие общие слова?
- Не слишком ли общие и очевидные лозунги («мы за» и «мы против») сформулированы в качестве основополагающих принципов ХЛМД?
- Нет, к сожалению, эти принципы далеко не очевидны большинству членов российского общества, и потому отстаивать их представляется актуальной задачей. Необходимость свободы совести или светского образования, демократии как единственно возможного пути развития государственности – эта необходимость именно с христианских позиций – далеко не очевидна российским гражданам.
Христианский либерализм.
- Не противоречивое ли это словосочетание? Ведь многие люди считают, что единственно приемлемый для христианина и православного человека государственный строй – монархия?
- Действительно, такое мнение широко распространено. Однако оно в корне неверно. Поклонение «царю-батюшке» как «наместнику Бога на земле» есть пережиток языческих времен, и ничего общего с христианством не имеет. Социализация Бога и сакрализация царя есть следствие искажения христианства чуждыми ему элементами. Китайский император, воспринимавшийся как «сын неба», римский цезарь, которому поклонялись как божеству – вот примеры нехристианского отношения к власти. Власть воспринимают как средство служения Богу. А любое противление власти – как противлению Божественному. Подобное смешение власти и Бога чуждо христианству с его фундаментальнейшей либеральной установкой: «воздайте Богу Божье, а кесарю – кесарево».
- Каковы основные положения, лежащие в основе доктрины христианского либерализма?
- Во-первых, принципиальное разграничение области религии и области государства. Государству не должны ставиться христианские цели, но и государство не должно использовать христианство в своих интересах и превращать Церковь в одно из своих ведомств. Между тем в современной России наблюдаются симптомы подобного «симбиоза» Церкви и государства. Церковь, в угоду государству, пытается воспитывать в верующих «верноподданнические» чувства и «патриотизм», в обмен на что государство позволяет Церкви использовать административные ресурсы в церковных интересах. Надо наконец понять, что светское государство не есть какая-то вынужденная необходимость (мол, мы бы рады были сделать православие государственной религией, но конституция не позволяет, и мы ее пока слушаемся), светское государство – это требование самой христианской религии, органично из нее вытекающее.
Во-вторых, принцип «во всем, а не от всех». От себя каждый христианин должен требовать реализации христианских ценностей во всем, во всех сферах жизни: в чувственной, интеллектуальной, практической... Христианские либералы не значит гностические либертинисты, которые позволяли себе разврат, чревоугодничество и умышленное потакание своим самым низменным инстинктам и прикрывали всё это идеей христианской свободы. Нет, т.н. «сексуальная революция», пьянство, жажда наживы и прочее – внутренне не позволительны для христианских либералов, так как они во всем требуют от себя исполнения христианских ценностей. Но во фразе «во всем, а не от всех» также важна и вторая компонента: «не от всех». Христианский либерал не требует от всех исполнения своих заповедей, не хочет сделать свою нравственность общеобязательной. Христианская мораль в каком-то смысле аристократична. «Мало званых, но мало избранных». В евангельской притче никого силой не затаскивают на пир. Так что не надо кого-то насильственно потчевать христианскими ценностями. То, что они не исполняются всеми, еще не означает, что они от этого как-то умалились. Царство Божье построено на качественных, а не на количественных принципах.
Что является основной целью христианских либералов?
- Каждая политическая доктрина видит перед собой какое-то идеальное состояние общества, на что (хотя бы в идеале) направлена ее реализация. Каким видит это состояние христианский либерализм?
- Общество равно открытых возможностей, или «нейтральная социальная среда» (по выражению Н.А. Бердяева). Нельзя стремится к тому, чтобы превратить человеческое общество в союз праведников, в подобие Царства Божьего на земле. Это, по сути, богоборческое желание, попытка взять роль Бога на себя. Однако нельзя желать и такого общества, в котором христианство не было бы представлено как активная сила, действующая в сознании людей. Общество, каким его видит христианский либерализм, должно быть обществом равно открытых возможностей. Перед человеком должен стоять реальный выбор: уверовать ли во Христа, отдаться ли вещным ценностям поп-культуры и массового потребления, стать язычником, кришнаитом, мусульманином и т.д. И никто не должен навязывать ему что-то одно из этого. Социум должен представлять из себя как бы нейтральную питательную среду, используя которую, каждый мог бы строить свою жизнь любым из возможных способов, не испытывая при этом никаких существенных препятствий. Понятно, что обществу равно открытых возможностей противостоит тенденция к монистической организации жизни общества, стремление сделать какие-то одни ценности, (неважно какие – атеистические, православные, мусульманские), преобладающими и общеобязательными. Общество не может сделаться лучше. Оно может сделаться только свободнее.
Принцип деятельности.
- Какой основной доктриной руководствуется Христианское Либеральное Молодежное Движение в своих практических действиях?
- Мы отдаем себе отчет, что какой-то действительной массовой организации из ХЛМД не получится. Но мы и не ставим себе такой задачи. Наш основной принцип есть принцип свидетельствования. Мы можем сказать о себе словами Эмманюэля Мунье: «Наша деятельность имеет своей целью не успех, а свидетельствование». В сущности, мы полагаем, что принцип христианского либерализма в силу не от нас зависящих причин обречен на поражение. Монизм рано или поздно в той или иной форме восторжествует. Но мы сделаем всё возможное, чтобы это произошло как можно позже. Перефразируя известный афоризм Обермана, можно сказать: если нам и уготован тоталитаризм, мы постараемся, чтобы он не был заслуженным.
Тем не менее принцип свидетельствования не означает отказа от каких-либо реальных действий, отказа от давления на власть, отказа от конкретных мероприятий, направленных на осуществление задач христианского либерализма.
Принципы организации.
- ХЛМД не представляет собой какой-то четкой иерархичной структуры. Вся его деятельность строится на усилиях конкретных людей. Организация ХЛМД – не вертикальная, а горизонтальная. И потому Движение открыто для всех людей, которые разделяют ценности христианского либерализма. Каждый в нем может стать лидером.
Следует отметить, что мы не считаем возможным вступать в какие-то, пусть даже чисто тактические, союзы, с организациями, чуждыми нам по духу и идеологии. Например, с НБП или АКМ у нас не может быть ничего общего, и даже наше неприятие к путинскому режиму принципиально рознится. Коммунистам Путин не нравится потому, что мешает установить им собственную диктатуру. Нам же неприемлема обстановка, сложившая в годы его президентства потому, что она препятствует развитию открытого общества. Режим Путина и то, что предлагает АКМ или НБП – для нас одинаково неприемлемы.